КОНСУЛЬТАЦИЯ

1. ФНС обобщила судебную практику по налоговым спорам.

Большинство дел выиграли компании. Поскольку налоговая служба довела свои разъяснения до всех инспекторов на местах, споров должно стать меньше. Особенно с часто встречающимися обстоятельствами. Ведь теперь инспекторы должны учитывать сложившуюся судебную практику. И если судебный акт будет в пользу компании, то скорее всего аналогичный спор до суда уже не дойдет.

Письмо ФНС России от 24.12.13 № CA-4-7/23263 «О направлении обзора судебной практики».

 

2. В каком документе - в форме N ИНВ-15 или форме N ИНВ-16 - при проведении годовой инвентаризации должны отражаться векселя сторонних организаций, находящиеся в кассе предприятия?

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризации обязательно, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Порядок инвентаризации финансовых вложений регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).

Согласно п. 2.5 Методических указаний сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

Унифицированные формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации и указания по их заполнению (далее - Указания по заполнению) утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88). В частности, Постановлением N 88 утверждены формы N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств", N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности".

При этом Указаниями по заполнению определено, что:

- форма N ИНВ-15 применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации;

- форма N ИНВ-16 применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.

На основании ст. 142 ГК РФ вексель является ценной бумагой, самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).

Таким образом, из буквального прочтения Указаний по заполнению следует, что при инвентаризации векселей сторонних лиц, имеющихся в организации, подлежит заполнению форма N ИНВ-16.

Также следует учитывать, что в настоящее время состав и формы любых первичных учетных документов, необходимых для оформления тех или иных фактов хозяйственной жизни, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом каждый первичный учетный документ должен содержать поименованные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ реквизиты.

Таким образом, с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе, акты инвентаризации и инвентаризационные описи, утвержденные Постановлением N 88), не являются обязательными к применению*(1). При осуществлении инвентаризации организация может продолжать использовать как данные формы, так и формы, разработанные самостоятельно. И в том, и в другом случае, перечень применяемых форм первичных учетных документов подлежит закреплению в учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Согласно п. 3.9 Методических указаний при инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Пунктом 3.11 Методических указаний установлено, что при хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

*(1) Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы, транспортная накладная) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

 

3. Проверки по НДФЛ и имуществу дорожают быстрее других

За минувший год выездные ревизии по НДС и налогу на прибыль не стали для компаний существенно опаснее, хотя они остаются самыми дорогими. Но произошел резкий скачок в цене проверок по НДФЛ и налогу на имущество. Это стало известно из новой внутренней статистики ФНС.

Постепенный рост доначислений по проверкам налога на прибыль и НДС опрошенные юристы связывают с инфляцией. Цена ревизий по НДФЛ резко увеличивается по другой причине. В 2010 году налоговики получили право начислять штрафы в размере 20 процентов от суммы налога за несвоевременное перечисление НДФЛ (ст. 123 НК РФ). В 2013 году инспекторы проверяли 2010–2012 годы, а все эти годы новый штраф уже действовал. По налогу на имущество инспекторы все тщательнее проверяют применение региональных льгот, поэтому доначисления растут.

Как и ожидалось, налоговики на проверках стали гораздо чаще привлекать сотрудников полиции. Эта тенденция вероятнее всего сохранится. Налоговики сейчас настроены на тесное сотрудничество с полицией, а ревизии с ее участием приносят втрое больше средних доначислений (21,6 против 7,1 млн руб.).

В процессе выездных проверок налоговики стали немного чаще назначать экспертизы. Допросы и осмотры остаются частым мероприятием. Но инспекторы до сих пор не проводят их на каждой ревизии, как того хотела ФНС России. Инвентаризация имущества бывает лишь на 15 процентах проверок, и это трудоемкое мероприятие вряд ли участится. Процент проверок с выемкой немного вырос, но это по-прежнему редкость. Чтобы изъять документы или предметы, налоговики должны точно знать, что им нужно и где это находится, но, как правило, у инспекторов недостаточно для этого информации.

4. Стало рискованно сразу менять адрес и директора

Повышенное внимание налоговиков привлекут компании, которые одновременно с юридическим адресом сменят руководителя либо учредителя. Это следует из внутреннего письма одного из налоговых управлений (текст есть в редакции).

Налоговики ищут способы борьбы с известной схемой «альтернативной ликвидации»: когда компанию переводят в другой регион и записывают на фиктивных учредителей. В письме управление порекомендовало инспекциям, в которые прибыли компании-мигранты, проверять, не менялось ли недавно руководство этих организаций — в пределах двух недель до и после подачи заявления о смене адреса. Если такое было, то возможна выездная проверка. И в этом случае налоговики должны позвать на допрос и нового и старого руководителя (учредителя) организации. Им зададут вопросы об обстоятельствах перерегистрации компании, выяснят, принял ли новый директор бухгалтерские документы и печати организации, а чтобы выяснить, где они хранятся, осмотрят помещения.

Если налоговики заподозрят, что регистрация была фиктивной, они передадут следователям материалы о признаках фальсификации в ЕГРЮЛ (ч. 1 ст. 170 УК РФ, штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до двух лет). Чтобы не вызвать подозрений инспекции, между сменой адреса и руководителей стоит делать перерыв больше двух недель. Если же необходимо провести все эти изменения одновременно, то безопаснее сразу перевезти всю бухгалтерскую документацию в новый офис и официально оформить передачу дел. Тогда риск претензий значительно снизится.

5. Минфин подсказал, как компании оформить договор с индивидуальным предпринимателем.

В контракте надо написать, что он заключен в связи с осуществлением бизнесменом коммерческой деятельности. А при перечислении предпринимателю денег надо сослаться на договор в платежке. Тогда компания докажет, что не является налоговым агентом по отношению к предпринимателю, соответственно не обязана удерживать НДФЛ и подавать в инспекцию сведения о доходах. НДФЛ с полученных денег заплатит сам бизнесмен.

Письмо Минфина России от 07.03.14 N 03-04-06/10185 «О представлении сведений о доходах».

 

6. Никто не следит за сведениями в новом реестре компаний

Появилось новое подтверждение тому, что за неопубликование данных в реестре сведений о компаниях штрафов нет. Это подтвердило Минэкономразвития России.

С 1 января 2013 года у компаний появилась обязанность вносить сведения об изменении уставного капитала, получении или переоформлении лицензии, стоимости чистых активов и прочем в реестр на сайте fedresurs.ru (ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Оператор реестра ЗАО «Интерфакс» настаивает на том, что невыполнение требования может повлечь за собой штраф до 5000 рублей за нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17 КоАП РФ).

Но независимые юристы считают, что штрафы за нарушение правила о публикации сведений не установлены. На минувшей неделе мы получили ответ Минэкономразвития, в котором чиновники высказали такое же мнение. И как мы выяснили, на практике выполнение требования никто не проверяет и за его несоблюдение не штрафует. Об этом нам сообщили в ФНС и Росреестре.