Раздел 4.Консультации

 

1) Образец  Положения о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств.

 

Общество с ограниченной ответственностью «_____________»    

Утверждено:

от «___» ___________ 2014 г.

 

  Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств


  1. Общие положения 

Настоящее положение разработано на основании статьи 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 и устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Под имуществом в соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 
  Для целей настоящего Положения к имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства.К обязательствам – кредиторская задолженность, иные финансовые активы (дебиторская задолженность). 
В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество независимо от его местонахождения. 
  Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу. 

Распоряжением о проведении инвентаризации имущества и обязательств является приказ руководителя организации. 

  Распоряжение регистрируется в «Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации» (форма ИНВ-23).

Для проведения инвентаризации приказом создается комиссия.

 Основной целью инвентаризации является: 

  – выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов. 

 

Инвентаризация имущества проводится обязательно:

При смене руководителя.

При смене материально-ответственных лиц.

При возникновении форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, кражи, хищение и т.д.).

При составлении годовой бухгалтерской отчетности, в период с 1 октября по 31 декабря (годовые инвентаризации).

 

Плановые инвентаризации имущества:

Основные средства и нематериальные активы – не реже, чем один раз в три года на 01 января.

Производственные запасы, готовая продукция, товары – не реже, чем один раз в год у каждого подотчетного лица, в том числе при уходе в отпуск и годовые инвентаризации.

Денежные средства в кассе не реже одного раза в год, в том числе при уходе в отпуск и годовые инвентаризации.

Денежные средства в банке на 31 декабря

  Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 №88. 
  

  2. Общие правила проведения инвентаризации 

   2.1. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы организации. 

2.2. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. 
  Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

  Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. 
  Аналогичные расписки дают работники организации, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. 
   2.3. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. 
  Организация должна создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). 
  По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. 
  2.4. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. 
  Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. 
  Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. 
  На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. 
  Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. 
  2.5. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 

  На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. 
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий. 

  2.6. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.


  3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества 
     3.1. Инвентаризация основных средств 

3.2. Инвентаризация нематериальных активов 

3.3. Инвентаризация финансовых вложений 

3.4.  Инвентаризация товарно-материальных ценностей 

3.5. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов 

3.6. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности 

3.7. Инвентаризация расчетов или дебиторско-кредиторской задолженности

 

  4. Порядок оформления результатов инвентаризации 

4.1. По результатам проведенной инвентаризации имущества составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается Председателем комиссии. 

Результаты инвентаризации имущества отражаются в акте, который передается на рассмотрение руководителя организации. 

4.2. По результатам рассмотрения руководитель организации издает приказ в котором отражается: 
– результат проведения инвентаризации; 

– указания бухгалтерской службе об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности; 

– привлечение к ответственности материально-ответственных лиц в случае недостач и излишков.

 

 

Главный бухгалтер ________________/__________________

 

 

 

При проведении инвентаризации расчетов, используйте адрес, занесенный в ЕГРЮЛ (п.9 ст. 1 Закона от 05.05.14 № 99-ФЗ и абзац 2 п.3 ст.54 и 165.1 ГК РФ).

 

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165_1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.";

 

 

2) Образец Положения о порядке передачи дел и документов при смене руководителя.

 

Общество с ограниченной ответственностью «____________»

Утверждено:

Протоколом общего собрания

участников общества

№ ___ от «__».___________.2014

«____»___________ 2014 г.                                       г.Челябинск

 

Положение о порядке передачи дел и документов при смене руководителя.

Настоящее положение разработано на основе статьи 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.декабря.2011 г. № 402-ФЗ. В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать (п. 3), дело – это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71).

1. Передача дел и имущества новому руководителю оформляется комиссионно. Состав комиссии оформляется отдельным приказом. В состав комиссии входят руководитель передающий дела и документы и претендент на должность руководителя принимающий дела и документы, главный бухгалтер и юрист, возможно приглашение независимого аудитора. Все специальные описи приема-передачи дел и документов подписываются всеми членами комиссии.

2. На дату передачи дел составляется специальная бухгалтерская отчетность, состоящая из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчетность подписывается «передал» и «принял». К бухгалтерской отчетности распечатываются аналитические регистры бухгалтерского учета по всем обязательствам (кредиторско-дебиторская задолженность) и по имуществу, в том числе учитываемому за балансом. Регистры подписываются – «передал» «принял».

3. Первичные документы передаются по специальной описи (Приложение № 1). Передаются перчивные документы за 5 лет прешествующих дате передаче. В описи выделяются папки дел по названиям, периоду и количеству, документы.

4. Договора передаются по специальной описи. Передаются только действующие договора (Приложение № 2).

5. Документы по кадрам передаются по специальной описи. В акте разделяются кадровые документы на работающих и неработающих (Приложение № 3).

6. Бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды передаются по специальной описи. Передается отчетность за 5 лет предшествующих дате передаче дел (Приложение № 4).

7. Учредительные, регистрационные и разрешающие документы (лицензии) передаются по специальной описи (Приложение № 5).

8. Программно-электронный продукт бухгалтерского и налогового учета передается по акту произвольной формы.

9. Состав комиссии о передаче дел и документов, сроки работы и иные параметры определяются в отдельном приказе (Приложение № 6).

Директор                  ______________________/_________________

 

  • Приложение № 1 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Опись передачи дел и документов»
  • Приложение № 2 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Опись передаваемых договоров»
  • Приложение № 3 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Опись передаваемых кадровых документов»
  • Приложение № 4 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Опись передаваемых  документов отчетности бухгалтерской, налоговой, статистической и отчетности во внебюджетные фонды»
  • Приложение № 5 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Опись передаваемых учредительных, регистрационных и разрешающих документов (лицензий)»
  • Приложение № 6 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «Акт передачи программно-электронного продукта, на основе которого велся бухгалтерский, налоговый учет, формировались документы».
  • Приложение № 7 к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия «ПРИКАЗ «Об организации приема-передачи дел и документов»

 

Общество с ограниченной ответственностью «__________»

Приложение № 6

к Положению о передаче дел и документов при смене руководителя предприятия

 

ПРИКАЗ

«__»._____________.2014                                                                                                          № _______

 

Об организации приема-передачи дел и документов

В связи с увольнением ___________________________ с должности __________.

                                                                                  (ФИО)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. ________________________ передать, а претенденту на должность руководителя

                                      (ФИО)

_______________________ принять дела и документы по специальным описям приема-передачи

                                      (ФИО)

дел и документов в помещении _____________ в срок до «____»_________  2014 года.

2. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов создать комиссию в составе:

председатель – независимый аудитор, Генеральный директор «_______________»

члены комиссии:

директор _________________

                                         (ФИО)

претендент на должность директора _________________

                                                                                                         (ФИО)

главный бухгалтер _________________

                                                             (ФИО)

калькулятор _________________

                                                  (ФИО)

аудитор ___________________________________

                                                                                  (ФИО)

3. Довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 2.

Основание: заявление об увольнении _________________ от «___»._____________.2014

                                                                                                          (ФИО)

Директор                                          _____________                   _________________

                                                               (подпись)                                                        (ФИО)

 


 

 

3) Стало ясно, как переименовать ЗАО и ОАО.

«О смене типа общества» Письмо ФНС России от 16.09.14 № СА4-14/18715

О смене типа акционерного общества на публичное или непубличное достаточно сообщить только в одну инспекцию по месту учета головного офиса. А если компания состоит на учете в других налоговых, инспекторы сами передадут новые сведения. Такой вывод следует из письма ФНС России от 16.09.14 № СА4-14/18715 (ответ на частный запрос).

С 1 сентября при первом изменении устава всем ЗАО и ОАО надо сменить наименования на публичные и непубличные (п. 1, 2 ст. 66.3 ГК РФ). Тип общества «публичное» надо написать в фирменном наименовании (сокращенно ПАО), а непубличное можно писать, а можно и нет. В комментируемом письме ФНС уточнила, что общество подает заявление Р13001 в одну инспекцию, которая занимается регистрацией. Выписку из ЕГРЮЛ с новыми данными контролеры сами отправят в налоговые, где компания состоит на учете по другим основаниям — по местонахождению имущества, подразделения и т. п.

Налоговики в комментируемом письме подчеркивают, что изменение сведений не является преобразованием и вообще реорганизацией. Компанию с учета не снимают, а новое уведомление о постановке на учет не выдают. Например, не надо заново переходить на упрощенку. Банковскую карточку также можно не менять, если право подписи осталось у тех же сотрудников.

В то же время наименование ЗАО и ОАО есть в договорах, трудовых книжках, печати и т. д. Поэтому безопаснее сообщить контрагентам о новом названии, приложив к письму выписку из ЕГРЮЛ. Печать также необходимо заменить. Кроме того, записи о новом наименовании нужно внести в трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ). Иначе в записях о приеме на работу и в печати при увольнении название будет разным. Также надо подписать и дополнительные соглашения к трудовым договорам. Это подтвердили в Роструде.