1. Оценка условий труда – что нужно успеть до 31 декабря 2014 года.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Кто проводит специальную оценку?
Оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, аккредитованной при Министерстве труда Российской Федерации.
Когда проводится специальная оценка?
Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет.
Существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем попрошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):
- в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
- работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
- изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
- изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
- произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
Как проводится специальная оценка?
Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Созыв специальной комиссии
Необходимо заполнить документ - Приказ о создании комиссии по специальной оценке условий труда (Пример 1, Пример 2).
Этап 2. Утверждение графика специальной оценки
Необходимо заполнить документ – график проведения специальной оценки условий труда (Пример 3).
Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке
Необходимо заполнить документ – перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда (Пример 4).
Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку
Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
Этап 7. Подведение итогов специальной оценки
Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки
Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя
Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган
ПРИМЕР 1
ПРИКАЗ № ___
от «___»_________20__ г.
«О создании комиссии
по специальной оценке условий труда»
В соответствии с Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ и иных нормативно правовых актов, с целью организовать обеспечение выполнения работ по специальной оценке условий труда:
Приказываю:
- Провести специальную оценку условий труда.
- Утвердить график проведения специальной оценки условий труда (Приложение 1).
- Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:
Внимание!
Комиссия создается из нечетного количества членов. Возглавляет комиссию работодатель (представитель работодателя)
________________________________ - председатель комиссии
(Ф.И.О., должность)
________________________________ - специалист по охране труда
(Ф.И.О., должность)
________________________________ - представитель профсоюзного комитета
(Ф.И.О., должность)
________________________________ - член комиссии
(Ф.И.О., должность)
________________________________ - член комиссии
(Ф.И.О., должность)
- Комиссии в течение тридцати календарных дней со дня начала работ подготовить перечень рабочих мест, согласно формы № 3 приложения 3 «Методики проведения специальной оценки условий труда»
- Комиссии действовать согласно:
- Трудового Кодекса Российской Федерации,
- Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»,
- Иных нормативно правовых актов содержащих государственные нормативные требования трудового права и охраны труда.
6. Назначить ______(Ф.И.О., должность)________________ ответственным за соблюдением проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений и времени воздействия факторов на каждом рабочем месте, подлежащем специальной оценке условий труда.
7. Назначить ______(Ф.И.О., должность)________________ответственным за хранение материалов специальной оценки условий труда.
Генеральный директор ____________________ ____________________
(подпись) (ФИО)
ПРИМЕР 2
На бланке организации
ПРИКАЗ №__
г. ______________ от «__» __________20__г.
Об утверждении состава комиссии по
проведению специальной оценки условий труда
и графика проведения специальной оценки
условий труда
В целях реализации положений Трудового Кодекса РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее – Комиссия) в составе:
Председатель комиссии |
________________________________________________ (ФИО, должность) |
Члены комиссии |
________________________________________________ (ФИО, должность) |
|
________________________________________________ (ФИО, должность) |
|
|
2. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
3. Комиссии организовать работу по проведению специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.
4. Довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.
5. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям специальной оценки условий труда.
6. Завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении не позднее «___» __________ 20__г.
Контроль выполнения приказа оставляю за собой.
_______________________ |
|
______________________ |
|
________________________ |
(Руководитель организации) |
|
(подпись) |
|
(ФИО) |
С приказом ознакомлены: |
|
______________________ |
|
________________________ |
|
|
(подпись) |
|
(ФИО) |
|
|
______________________ |
|
________________________ |
|
|
(подпись) |
|
(ФИО) |
|
|
______________________ |
|
________________________ |
|
|
(подпись) |
|
(ФИО) |
|
|
|
|
|
ПРИМЕР 3
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу № ___ от _______20__ г.
«Утверждаю»
_____________________
«__» ________ 20__г.
График ***
проведения специальной оценки условий труда в
_________________________________________________________
(наименование организации)
№ п/п |
Этапы |
Сроки (даты, периоды) |
1. |
Начало проведения работ по специальной оценке условий труда |
(Укажите дата издания приказа работодателя об утверждении состава комиссии и графика) |
2. |
Подготовка и утверждение перечня рабочих мест на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест |
в течение 30 рабочих дней с даты издания приказао проведении специальной оценки условий труда |
3. |
Выбор организации-исполнителя для проведения специальной оценки условий труда. |
в течение 20 дней с даты издания приказа о проведении специальной оценки условий труда |
4. |
Подготовка материалов, справок и иной документации для организации – исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом. |
в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда |
5. |
Проведение экспертами выбранной организации-исполнителем идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости). |
в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда |
6. |
Подготовка организацией-исполнителем отчета о проведенной специальной оценке условий труда. |
в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда |
7. |
Рассмотрение и утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда. |
в течение 15 рабочих дней с момента приема материалов отчета от организации –исполнителя |
8. |
Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда под роспись |
не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. |
ПРИМЕР 4
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ
подлежащих специальной оценке условий труда по договору № от 201__г.
Структурное подразделение: ---
Наименование, код ОК 016-94 |
Количество рабочих мест |
Количество работающих* |
СНИЛС - ФИО работников |
Должностные обязанности
Сведения о режиме работы (с…по, обед с…по) |
|||||
На рабочем месте |
На всех аналогичных рабочих |
Женщин |
Лиц в возрасте до 18 лет |
Инвалидов, допущенных к работе |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Водитель автомобиля (на вывозке леса) |
3 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
111-111-111 11- Иванов В.А.
|
Управление автомобилем при вывозке леса с верхнего склада участка лесозаготовки. Техническое обслуживание автомобиля |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* указывается численность работников, занятых на данном рабочем месте (по штатному расписанию или фактическая) за месяц, предшествовавший заполнению
Дополнительная информация:
Наименование позиции |
Количество |
Количество рабочих мест, ед. (всего по организации) |
150 |
Работники, занятые на данных рабочих местах, чел. (всего по организации) |
200 |
из них: женщины, чел. (всего по организации) |
12 |
лица в возрасте до 18 лет, чел. (всего по организации) |
- |
Из них инвалидов |
2 |
Приложение к перечню
Наименование профессии
|
Рабочая зона, время занятости в каждой, % |
Используемое оборудования
|
Используемые материалы и сырье |
Повышенная оплата труда, да/нет |
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, да/нет |
Сокращенная продолжительность рабочего времени, да/нет |
Молоко или другие равноценные пищевые продукты, да/нет |
Лечебно - профилактическое питание, да/нет |
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, да/нет |
Водитель автомобиля (на вывозке леса)
|
|
Автомобиль КАМАЗ 65226 (тягач) грузоподъемность 50т |
Дизтопливо, масла |
Дда |
Дда |
Ннет |
Ннет |
Ннет |
Дда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ
выдаваемых средств индивидуальной защиты
Наименование рабочего места |
Наименование СИЗ |
№ и срок действия сертификата или декларации на СИЗ |
Основание выдачи СИЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку в 2014 году?
Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).
В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.
В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?
Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.
Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:
- сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации, а если она не проводилась, то в течение 2014 года.
Есть ли ответственность за непроведение специальной оценки?
Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:
- для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
- для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.
Обратите внимание, что эти меры ответственности применяются только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
Пример Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Карта № 24 специальной оценки условий труда
Административная ответственность по охране труда.
С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", предусмотренная законом о внесении изменений.
Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).
Таблица 2
Субъект правонарушения |
Ответственность за совершение правонарушения впервые |
Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо |
Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо |
Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. |
Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).
Таблица 3
Субъект правонарушения |
Ответственность за совершение правонарушения впервые |
Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо |
Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо |
Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. |
Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).
Таблица 4
Субъект правонарушения |
Ответственность |
Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо |
Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо |
Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. |
Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).
Таблица 5
Субъект правонарушения |
Ответственность |
Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения |
Должностное лицо |
Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. |
Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Юридическое лицо |
Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. |
Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
ВОПРОСЫ
1.Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?
Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.
2.Ка