1.  Оценка условий труда – что нужно успеть до 31 декабря 2014 года.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

 Кто проводит специальную оценку?

Оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, аккредитованной при Министерстве труда Российской Федерации.

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет.

Существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем попрошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

 Этап 1. Созыв специальной комиссии

Необходимо заполнить документ - Приказ о создании комиссии по специальной оценке условий труда (Пример 1, Пример 2).  

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Необходимо заполнить документ – график проведения специальной оценки условий труда (Пример 3).

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Необходимо заполнить документ – перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда (Пример 4).

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

 

 

ПРИМЕР 1

ПРИКАЗ № ___

 

     от «___»_________20__ г.

«О создании комиссии

по специальной оценке  условий  труда»

 

В соответствии с Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ и иных нормативно правовых актов, с целью организовать обеспечение выполнения работ по специальной оценке условий труда:

Приказываю:

 

  1. Провести специальную оценку условий труда.

 

  1. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда (Приложение 1).

 

  1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:

 

Внимание!

Комиссия создается из нечетного количества членов. Возглавляет комиссию работодатель (представитель работодателя)

 

________________________________   - председатель комиссии

                     (Ф.И.О., должность)

________________________________   - специалист по охране труда

                     (Ф.И.О., должность)                                      

________________________________   - представитель  профсоюзного комитета

                     (Ф.И.О., должность)

________________________________   - член комиссии

                     (Ф.И.О., должность)

________________________________   - член комиссии

                    (Ф.И.О., должность)

 

  1. Комиссии в течение тридцати календарных дней со дня начала работ подготовить перечень рабочих мест, согласно формы № 3 приложения 3 «Методики проведения специальной оценки условий труда»
  2. Комиссии действовать согласно:
    • Трудового Кодекса Российской Федерации,
    • Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»,
    • Иных нормативно правовых актов  содержащих государственные нормативные требования    трудового права и охраны труда.

6. Назначить ______(Ф.И.О., должность)________________ ответственным за соблюдением проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений и времени воздействия факторов на каждом рабочем месте, подлежащем специальной оценке условий труда.

7. Назначить ______(Ф.И.О., должность)________________ответственным за хранение материалов специальной оценки условий труда.

 

Генеральный директор         ____________________       ____________________          

                                                   (подпись)                                                         (ФИО)

 

 

ПРИМЕР 2

На бланке организации

 

ПРИКАЗ №__

г. ______________                                                                                 от  «__» __________20__г.

 

 

Об утверждении состава комиссии по

проведению специальной оценки условий труда

и графика проведения специальной оценки

условий труда

 

В целях реализации положений Трудового Кодекса РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1.Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель комиссии

________________________________________________

(ФИО, должность)

Члены комиссии

________________________________________________

(ФИО, должность)

 

________________________________________________

(ФИО, должность)

 

 

2. Утвердить график проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

3. Комиссии организовать работу по проведению специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.

4. Довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.

5. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации относящейся к целям специальной оценки условий труда.

6. Завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении не позднее «___» __________ 20__г.

 

Контроль выполнения приказа оставляю за собой.

_______________________

 

______________________

 

________________________

(Руководитель организации)

 

(подпись)

 

(ФИО)

 

С приказом ознакомлены:

 

______________________

 

________________________

 

 

(подпись)

 

(ФИО)

 

 

______________________

 

________________________

 

 

(подпись)

 

(ФИО)

 

 

______________________

 

________________________

 

 

(подпись)

 

(ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕР 3

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу № ___ от _______20__ г.

                       

  «Утверждаю»

  _____________________

  «__» ________ 20__г.

 

График ***

проведения специальной оценки условий труда в

_________________________________________________________

(наименование организации)

 

№ п/п

Этапы

Сроки (даты, периоды)

1.

Начало проведения работ по специальной оценке условий труда

(Укажите дата издания приказа работодателя об утверждении состава комиссии и графика)

2.

Подготовка и утверждение перечня рабочих мест на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест

в течение 30 рабочих дней с даты издания приказао проведении специальной оценки условий труда

3.

Выбор организации-исполнителя для проведения специальной оценки условий труда.

в течение 20 дней с даты издания приказа о проведении специальной оценки условий труда

4.

Подготовка материалов, справок и иной документации для организации – исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом.

в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда

5.

Проведение экспертами выбранной организации-исполнителем идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости).

в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда

6.

Подготовка организацией-исполнителем отчета о проведенной специальной оценке условий труда.

в соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией оказывающей услуги по проведению специальной оценке условий труда

7.

Рассмотрение и утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда.

в течение 15 рабочих дней с момента приема материалов отчета от организации –исполнителя

8.

Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда под роспись

не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

 

ПРИМЕР 4

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ МЕСТ

подлежащих специальной оценке условий труда по договору №           от                         201__г.

Структурное подразделение:  ---

Код (№) РМ

Наименование,

код ОК 016-94

Количество рабочих мест

Количество работающих*

СНИЛС - ФИО

работников

Должностные

обязанности

 

Сведения о режиме работы

(с…по, обед с…по)

На рабочем месте

На всех аналогичных

 рабочих

Женщин

Лиц в возрасте до 18 лет

Инвалидов, допущенных

к работе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Водитель автомобиля

(на вывозке леса)

3

2

6

0

0

0

111-111-111 11-

Иванов В.А.

 

Управление автомобилем при вывозке леса с верхнего склада участка лесозаготовки. Техническое обслуживание автомобиля

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* указывается численность работников, занятых на данном рабочем месте (по штатному расписанию или фактическая) за месяц, предшествовавший заполнению

 

 

 

Дополнительная информация:

 

Наименование позиции

Количество

Количество рабочих мест, ед. (всего по организации)

150

Работники, занятые на данных рабочих местах, чел. (всего по организации)

200

из них: женщины, чел.  (всего по организации)

12

лица в возрасте до  18 лет, чел.  (всего по организации)

-

Из них инвалидов

2

 

 

 

 

Приложение к перечню

Наименование профессии

 

Рабочая зона, время занятости в каждой, %

Используемое  оборудования

 

Используемые материалы и сырье

Повышенная оплата труда, да/нет

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, да/нет

Сокращенная продолжительность рабочего времени, да/нет

Молоко или другие равноценные пищевые продукты, да/нет

Лечебно - профилактическое питание, да/нет

Право на досрочное назначение трудовой пенсии, да/нет

Водитель автомобиля

(на вывозке леса)

 

  1. Гараж 20%
  2. Кабина автомобиля 70%

 

Автомобиль КАМАЗ 65226 (тягач) грузоподъемность 50т

Дизтопливо, масла

Дда

Дда

Ннет

Ннет

Ннет

Дда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к перечню

ПЕРЕЧЕНЬ

выдаваемых средств индивидуальной защиты

 

Наименование рабочего места

Наименование СИЗ

№ и срок действия сертификата или декларации на СИЗ

Основание выдачи СИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку в 2014 году?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации, а если она не проводилась, то в течение 2014 года.

Есть ли ответственность за непроведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

Обратите внимание, что эти меры ответственности применяются только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

 

Пример Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

                                                   

Карта № 24 специальной оценки условий труда

Административная ответственность по охране труда.

С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", предусмотренная законом о внесении изменений. 

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Субъект правонарушения

Ответственность за совершение правонарушения впервые

Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения

Должностное лицо

Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридическое лицо

Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб.

Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Субъект правонарушения

Ответственность за совершение правонарушения впервые

Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения

Должностное лицо

Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридическое лицо

Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб.

Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Субъект правонарушения

Ответственность

Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения

Должностное лицо

Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридическое лицо

Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб.

Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5). 

 

 

Таблица 5 

Субъект правонарушения

Ответственность

Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения

Должностное лицо

Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс.

Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридическое лицо

Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб.

Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

ВОПРОСЫ

1.Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?

Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.

2.Ка